- Пневматика DAF/ДАФ
- Краны
- Пневмокомпрессоры
- Шланги
- Головки соединительные
- Клапана
- Тормозные камеры
- Энергоаккумуляторы
- Пневматическая система
-
- Пневматическая система DAF XF95(ПС) - это комплекс аппаратов, предназначенных для производства, накопления, контроля и потребления сжатого воздуха, соединенных друг с другом воздухопроводами в строгой последовательности в зависимости от их функционального назначения и применяемых для облегчения управления и повышения эксплуатационных свойств автомобиля. Пневматические системы получили широкое распространение на грузовых автомобилях и автобусах.
-
- Основным назначением ПС является использование энергии сжатого воздуха для обеспечения высокой эффективности торможения.
-
- Применение ПС на автомобиле позволяет значительно упростить и облегчить управление им, повышая при этом комфортабельность автомобиля в целом. Для облегчения поворота колес устанавливают пневматические усилители рулевого управления, для повышения плавности хода автобусов - пневматические подвески, для подкачивания шин воздухом при движении - централизованную систему подачи воздуха, для переключения передач - пневматические цилиндры, для облегчения включения сцепления - пневматические усилители, для управления дверями автобусов - дверные цилиндры и электропневматические клапаны...
-
- В зависимости от назначения аппаратуру пневматической системы делят на:
-
- · питающую и очистительную (включает компрессор, регулятор давления, воздушные баллоны, масловлагоотделитель, антифризный насос);
-
- · потребители (состоят из тормозных камер и цилиндров, шин колес, пневматического цилиндра рулевого управления, усилительного цилиндра гидравлического привода тормозов, цилиндров управления дверями, стеклоочистителей, пневматических баллонов подвески);
-
- · обслуживающую аппаратуру (в ее состав входят: тормозные краны автомобиля-тягача и прицепа, воздухораспределители, электропневматические клапаны управления дверями, клапаны регулирования давления в пневматической подвеске (регулятор положения кузова), клапан включения воздушного сигнала);
-
- · контрольно-предохранительную аппаратуру (манометры, датчики аварийного давления, предохранительные о обратные клапаны);
-
- · воздуховоды и соединительную арматуру.
-
- По функциональному признаку ПС подразделяется на:
-
- · тормозную систему, которая состоит из тормозного крана, тормозных камер или цилиндров, стоп-сигнала, соединительной головки, разобщительного крана, воздухораспределителя прицепа и др.;
-
- · централизованную систему накачивания шин воздухом, включающую клапан-ограничитель падения давления, центральный кран управления, шинные краны;
-
- · систему управления дверями автобусов, состоящую из дверных цилиндров, крана водителя или электропневматических клапанов;
-
- · пневматическую подвеску, которая состоит из упругих пневматических баллонов, дополнительных воздушных резервуаров, регуляторов уровня пола, фильтров тонкой очистки;
-
- · систему воздушной сигнализации (тональный сигнал и ножной выключатель);
-
- · пневматический усилитель рулевого управления, который состоит из цилиндра усилителя, воздухораспределителя и следящего устройства;
-
- · усилитель выключения сцепления, состоящий из цилиндра усилителя и клапана включения усилителя.
-
- Для всех пневматических систем автомобилей характерно наличие питающей аппаратуры и тормозной системы (см. рис.8.1). Использование других вышеперечисленных систем не обязательно. Когда к тормозам предъявляют повышенные требования в отношении надежности, применяют раздельные тормозные системы передних и задних колес с независимым управлением.
-
- 8.2. Питающая и очистительная аппаратура
-
- Компрессор является источником сжатого воздуха, питающим все агрегаты пневматической системы. На грузовых автомобилях и автобусах применяют одноступенчатые двухцилиндровые компрессоры одностороннего действия.
-
- Производительность компрессора зависит от частоты вращения коленчатого вала n, хода и диаметра поршня. Она находится в пределах (40¸170) л/мин при n=1000 мин-1. Мощность, потребляемая компрессором составляет (0,5¸2,2) кВт (0,7¸3,0 л.с.).
-
- С целью экономии затрат энергии на привод компрессора предусмотрено отключение подачи воздуха в систему, когда давление в ней достигнет заданного уровня (7,0¸7,3 кг/см2). При этом давлении срабатывает регулятор давления, и открывает доступ сжатому воздуху в разгрузочное устройство.
-
- У автомобиля ЗИЛ-130 регулятор давления подает сжатый воздух по горизонтальному каналу в блок цилиндров компрессора под плунжеры 1 разгрузочного устройства, изображенного на рис. 8.2. Плунжеры через толкатели 2 открывают впускные клапаны 3 обоих цилиндров, сообщая полости цилиндров между собой. Таким образом, воздух не сжимается, а перекачивается из цилиндра в цилиндр не поступая в систему. (Теоретическая удельная работа, затрачиваемая в компрессоре определяется по формуле , из которой видно, что, при равенстве давлений воздуха в начале р1 и в конце р2 процесса сжатия, она равна нулю). При снижении давления воздуха в системе автомобиля до определенного уровня (5,6¸6 кг/см2) регулятор давления прекращает подачу воздуха и соединяет подплунжерное пространство с атмосферой. Плунжеры 1 опускаются, освобождая впускные клапаны 3, и компрессор начинает нагнетать воздух в пневматическую систему.
-
- Регулятор давления - служит для автоматического поддержания необходимого давления воздуха в пневматической системе. Он ограничивает минимальный и максимальный пределы давления в ПС путем подачи сжатого воздуха в разгрузочное устройство компрессора или удаления из него, обеспечивая при этом включение или выключение подачи воздуха компрессором в систему.
-
- В отечественных автомобилях применяют регуляторы давления двух типов: с шариковыми клапанами и диафрагменные. Регулятор давления с шариковым клапаном АР-10 представлен на рис. 8.3.
-
- В корпусе 6 размещены два шариковых клапана 4 и 5, которые действуют на стержень 3, связанный с регулировочной пружиной 9 через шарик 2. При давлении в пневматической системе ниже максимального, пружина 9 удерживает впускной клапан 5 в прижатом состоянии к гнезду в корпусе 6 и полость разгрузочного устройства компрессора сообщается с атмосферой. Если давление в системе превысит максимальное, то под действием силы давления впускной клапан 5 откроет отверстие и одновременно выпускной клапан 4 перекроет выпускное отверстие гнезда 8. В этом положении связь полости разгрузочного устройства компрессора с атмосферой прерывается. Сжатый воздух проходит через впускной клапан 5 и поступает в разгрузочное устройство компрессора.
-
- Верхний предел давления регулируют колпаком 1 (изменяют натяжение пружины 9). Разность давлений, при которой включается или выключается разгрузочное устройство, устанавливается изменением количества прокладок 7 под корпус 6 выпускного клапана. При снятии прокладок разность давлений увеличивается, при добавлении - уменьшается.
-
- Регулятор давления АР-11 крепится к блоку цилиндров компрессора и отличается от АР-10 наличием двух фильтров на входе и выходе, что повышает надежность.
-
- Масловлагоотделитель (рис. 8.4) - устанавливается перед баллонами и предназначен для очистки сжатого воздуха, поступающего из компрессора от масла и влаги. Масло оказывает вредное действие на резиновые детали пневматической системы, а пары воды, конденсируясь в узлах системы при отрицательных температурах замерзают, что приводит к нарушению работы основных элементов пневматической системы автомобиля.
-
- В корпусе 1 установлен обратный клапан 2, прижимаемый к гнезду пружиной 3. Сверху корпус закрыт пробкой 4. Для уплотнения корпуса и стакана 7 установлено резиновое кольцо 8 (уплотнение происходит при затяжке конусного наконечника стяжного стержня 6). Воздух из компрессора поступает в отверстие А, проходит через латунную сетку элемента 5, отделяясь от масла и влаги, поступает в отверстие стержня, и, отжимая обратный клапан, выходит в трубопровод, связанный с баллоном.
-
- Оставшееся на сетке масло и влага стекают в стакан 7. Для выпуска конденсата в нижней части стакана устанавливают сливной краник.
-
- Для повышения надежности работы пневматической системы и исключения замерзания конденсата применяют антифризный насос, который устанавливают между масловлагоотделителем и регулятором давления. Он служит для подачи в пневматическую систему порции морозостойкой жидкости, которая находится в специальном бачке.
-
- Антифризный насос должен работать только в холодное время года. В теплое время его снимают. Он заполняется смесью этилового (300 см3) и изоамилового (2 см3) спиртов.
-
- Воздушные баллоны - служат для аккумулирования сжатого в компрессоре воздуха. Благодаря им компрессор работает под нагрузкой кратковременно, а при достижении определенного давления в баллонах разгружается на время, пока из них не израсходуется определенное количество воздуха.
-
- В зависимости от расхода сжатого воздуха потребителями, необходимо иметь определенный запас, которого должно хватать на некоторый период работы пневматической системы при внезапном прекращении работы компрессора.
-
- Общий объем баллонов влияет на работу компрессора. При установке баллонов большого объема компрессор включается реже, но работает дольше, что может привести к его перегреву и снижению производительности. При малых объемах сокращается время непрерывной работы компрессора, но увеличивается частота его включений.
-
- Наиболее распространенный воздушный баллон состоит из цилиндрической обечайки и двух штампованных выгнутых днищ, приваренных к ней. На баллонах к днищам и к обечайке сверху и снизу приварены бобышки, имеющие резьбовые отверстия для присоединения воздухопроводов и сливных краников. После сварки баллоны снаружи и изнутри покрывают коррозионно-устойчивой краской и проверяют на герметичность под давлением (12¸20) кг/см2.
-
- Предохранительный клапан - предназначен для защиты пневматической системы от чрезмерного повышения давления воздуха в случае неисправности автоматического регулятора давления. Он устанавливается на одном из воздушных баллонов.
-
- В корпусе 2 клапана (рис. 8.5) с одного конца ввернут штуцер 1 с гнездом для клапана 3, а с другого - регулирующий винт 6. Стальной шарик прижат к гнезду через составной шток 7 усилием пружины 4. Пружина отрегулирована на предельное давление (9¸9,5) кг/см2, при котором воздух отжимает шарик от гнезда и выходит в атмосферу. Клапан регулируют винтом 6 и стопорят контргайкой 5.
-
- Обратные клапаны - служат для предотвращения утечки воздуха в атмосферу из баллонов в случае повреждения части системы, подключенной к другим баллонам, или при резком падении давления в системе соединяющей компрессор с баллонами. Они устанавливаются на входе в воздушные баллоны.
-
- Обратный клапан, представленный на рис. 8.6, состоит из корпуса 1, трубки с отверстиями 2, пластинчатого клапана 3 и пружины 4. Этот клапан устанавливается внутри баллона. Возможность накопления в нем конденсата и примерзания клапана исключены, т.к. конденсат стекает в воздушный баллон.
-
- Сливные краны - предназначены для периодического слива конденсата из всех баллонов и масловлагоотделителя. Выпуск конденсата осуществляется наклоном клапана 3 с помощью кольца 5. Пружина 2 прижимает клапан к седлу 4 в нормальном состоянии. С помощью штуцера 1 кран вворачивается в баллон.
Винница пгт. Вороновица 19 километр дороги М12